Поиск
| ||
| ||
Статьи и обзоры |
RFID – мнение российских специалистов
25.04.2011
ID Expert В какой сфере в ближайшее время будет активно использоваться RFID «Развитие RFID сдерживается тремя объективными факторами: стоимостью меток, сложностями со считыванием на разных объектах, а также недостаточной развитостью ИТ-инфраструктуры» В течение трех месяцев на независимом информационном портале ID Expert проводился опрос, целью которого было узнать мнение специалистов о том, в какой сфере в ближайшее время будет активно распространяться и использоваться технология автоматической идентификации (RFID). В голосовании приняло участие более 100 человек. Результаты выглядят следующим образом. Большинство (30%) проголосовавших считают, что RFID будет развиваться, прежде всего, в области складской логистики, 23% назвали транспортную логистику приоритетным направлением распространения технологии, почти столько же (22%) проголосовали за системы контроля доступа.
ID Expert обратился к представителям компаний, ведущих игроков в области систем автоидентификации, дать развернутый ответ на вопрос опроса. Валерий Шерман, ведущий технический архитектор компании Motorola Solutions: «Есть несколько факторов, определяющих или сдерживающих применение RFID в той или иной отрасли. Среди сдерживающих факторов, первым и немаловажным является стоимость радиометки. Даже при том, что цена бумажной метки UHF RFID при миллионных объемах сегодня составляет порядка 5-10 центов, это все равно значительно больше, чем практически «ноль» для штрихкода. Еще одним сдерживающим фактором я бы назвал ограничения технологии. Радиоволны, особенно диапазона UHF (УКВ), плохо распространяются в жидкой среде и плохо проходят металлические препятствия. Еще одно ограничение обусловлено тем, что для уверенного считывания радиометки не должны перекрывать друг друга и не должны находиться близко друг к другу (представим себе пачку промаркированных радиометками документов или наваленные в корзину покупателя разнородные товары). Кроме того, дальность чтения обычной UHF-метки в среднем 2-5 метра, на специализированных метках до 15 метров (но они значительно дороже), что иногда недостаточно. Сдерживают распространение RFID и ограничения локального (Российского) радиорегулирования. До сих пор требуется получать разрешения на использования RFID в диапазоне UHF для мощности превышающей 100 мВт. Для справки, максимальная мощность стационарного считывателя порядка 2 Вт, ручного - порядка 500 мВт. Соответственно, от этого напрямую зависит дальность чтения. Далее. Ограничения технологии и задачи интеграции с ИС предприятия, приспособленной к обработке последовательно поступающих данных, зачастую вызывает необходимость приспосабливать или даже менять бизнес-процессы. Использование RFID предоставляет возможность одновременного прочтения большого количества радиометок в поле зрения антенны, постоянного мониторинга нахождения меток в поле зрения антенны и т.п. Эти возможности хочется использовать, но ИС к этому может оказаться не пригодна. В настоящий момент в сфере RFID достаточно мало готовых решений, практически всегда требуется фаза POC или пилотного проекта для того, чтобы понять техническую и экономическую возможность реализации. В свете все еще высокой стоимости радиометки и возможных дополнительных задач на решение задач интеграции с ИС, нужно серьезное экономическое обоснование применения технологии в той или иной отрасли, которое зачастую неочевидно, если вообще возможно. Поэтому, прежде, чем принять решение о внедрении RFID, заказчик должен быть готов к тому, что надо проводить предварительные исследования, и может статься, что они покажут нецелесообразность применения технологии для конкретной задачи. Исходя из вышесказанного, а также из опыта внедрений, я бы расположил сферы применения RFID в следующем порядке 1. Контроль доступа. Надо понимать, что бесконтактные смарт-карты и билеты в метро - это тоже RFID! (только в диапазоне HF (КВ)). Применение этой технологии на порядки более распространено и у нас, и в мире, чем UHF RFID, и таковым останется еще очень долгое время, ибо очень хорошо отработано. Возможно применение и UHF-RFID, но тут есть определенные технические задачи. 2. Сфера услуг. Здесь будет бум технологий NFC (Near Field Communication). Это тоже HF RFID, по сути - разновидность п.1. Применяется для множества целей, в том числе для осуществления платежей с мобильных устройств (сотовых телефонов). 3. Учет основных средств. Задачи инвентаризации и отслеживания материальных фондов достаточно просто поддаются RFID-зации. Существуют специализированные радиометки для различных типов объектов инвентаризации, здесь технических проблем почти нет. Основное обоснование - ускорение в десятки раз времени проведения учетных работ и поиска необходимых объектов. 4-5. Складская и транспортная логистика. Здесь ключевой целью является возможность устранить человеческий фактор, что в свою очередь приводит к снижению ошибок и ускорению всего процесса в целом. Отсюда - прозрачность запасов, прозрачность местонахождения товара в цепочки поставки, ускорение обработки заказов => оборота и т.п. 6. Производственная логистика. Точность подачи комплектующих, прозрачность запасов, учет готовой продукции, точность отгрузки. 7. Торговля. Применение RFID в этой отрасли на самом деле тесно связано с п.п. 4, 5 и 6. Основная начальная идея UHF RFID и стандарта EPCGlobal была и остается в маркировке радиометками всего и вся уже на производстве. Дальше на всех этапах цепочки поставок можно просто использовать эти метки, причем информация доступна глобально всем участникам канала поставки от производителя до розницы. В настоящее время, однако, по преимущественно техническим причинам проекты RFID реализуются в рамках отдельного предприятия/склада/магазина. Таким образом, каждый использует радиометки по-своему и разрозненно. Wallmart заставил всех своих поставщиков маркировать палеты и коробки метками RFID, но при этом эти метки используются только самим Wallmart-ом. До тех пор, пока не будет реализована глобальность макировки и доступа к данным, не будет и должного развития RFID в торговле. Кроме того, реализации на уровне единиц товара мешают реальные технические проблемы. 8. Здравоохранение. Кроме неочевидности безопасности технологии для медицинских приборов, тут есть банальная проблема отсутствия финансирования, а также ответственности. RFID, как и любые другие технологии автоматической идентификации, призваны повысить скорость и точность процессов. До тех пор, пока за медицинские ошибки не начнут наказывать, никому это просто не нужно».
Дудников Сергей Юрьевич, руководитель департамента радиочастотной идентификации компании "Систематика": «Развитие RFID сдерживается тремя объективными факторами: стоимостью меток, сложностями со считыванием на разных объектах, а также недостаточной развитостью ИТ-инфраструктуры. Важнейшим фактором из этих трех является высокая цена RFID-метки. За последние 10 лет она упала с 30 до 3-6 рублей, но все еще остается в 10-20 раз выше цены штрих-кода, и она всегда будет дороже. Поэтому в каждом конкретном случае внедрения необходимо оценивать выгоды от того, что RFID-метка читается на большом расстоянии, не требует прямой видимости и допускает групповое считывание и перезапись. Пионерами внедрения RFID становятся те, для кого важными являются скорость и надежность обработки информации, и они готовы платить за это цену метки. RFID успешно проникает в промышленную автоматизацию, маркировку библиотечных и архивных фондов, дверей, окон, строительных конструкций, в fashion и ювелирную отрасли. Уже вполне сформированная отрасль RFID – это системы безопасности и контроля доступа, а также учет основных средств. Она всегда была и будет, и здесь мы ожидаем поступательное развитие не менее, чем на 10-20% в год. Серьезный импульс развитию этой отрасли может придать организация Универсиады-2013, Олимпиады-2014 и чемпионата по футболу-2018. Одно из важнейших применений RFID – транспортные и прочие билеты – наиболее ярко показывает свои преимущества, если надо быстро обработать большие потоки пассажиров, как, например, в московском метро. С другой стороны, выгоды от применения их для, например, кинобилетов или билетов на поезда дальнего следования пока не очевидны. Дальнейшее развитие этой отрасли в основном будет зависеть от административных решений. RFID-метку, в отличие от штрих-кода, практически нереально подделать. Поэтому в ближайшие годы мы ожидаем (и активно готовим) взрывной рост применений в области защиты товаров от подделок: маркировка лекарств, алкогольных акцизных марок и документов. RFID-метка уже внедрена в современный российский паспорт. Наиболее ёмкая и потенциально интересная ниша – это продуктовый ритэйл. Внедрение RFID позволит снизить потери, улучшить учет и главное ускорить обработку покупок. Пионер RFID в российском продуктовом ритэйле – Х5 Retail Group – твердо уверена, что лидером в ритэйле станет тот, кто победит очереди на кассе, и активно работает в этом направлении. Только их магазины – Пятерочка, Перекресток, Карусель и Копейка – способны потреблять до 8 млрд. меток в год, что может обеспечить сильный рост RFID-индустрии в целом, снизить цены на метки и дать всем участникам рынка необходимый опыт. Необходимо упомянуть также транспортные применения RFID – автоматический контроль въезда-выезда транспорта, платные автодороги. Современная техника позволяет уже сейчас перейти от «ручного» поднесения карточки к считывателю к автоматическому чтению на большом расстоянии, что дает резкое увеличение скорости обработки потока. Уже есть первые успешные внедрения – например, пивоваренная компания «Балтика». Владимир Ходырев, менеджер по развитию бизнеса компании RRC: «Результаты опроса показывают, что понимание рынка RFID у всех игроков ограничено стандартами, с которыми работает та или иная компания. Рынок настолько не разработан, что большинство участников опроса выделяли только ту зону, с которой близко знакомы. Предполагаю, что и мое мнение тоже носит узкий характер. С моей точки зрения, нет никаких сомнений, что большинство применений (более 50%) сейчас есть и будет в сфере контроля доступа. Однако это только один из стандартов технологии (LF), неприменимый более почти нигде. Если мы оставим этот стандарт за скобками, то есть исключим класс «контроль доступа» из рассмотрения, и оставим в поле зрения HF и, в первую очередь, UHF частоты, на которые ориентируются сильнейшие производители отрасли, то картина будет близкой к реальности. Если мы будем говорить не об использовании, а о максимальном росте рынка, то это произойдет в первую очередь в области решений на базе UHF-частот, которые наиболее распространены во всех областях логистики и в торговле». Виктор Карев, коммерческий директор компании R-ID: «В настоящее время у большинства компаний нет жесткой необходимости перехода со штрих-кодирования на RFID-технологию. Использование RFID может дать определенные удобства и преимущества, но далеко не все готовы за эти преимущества платить. Мы прогнозируем и уже наблюдаем достаточно высокий интерес к RFID в складской и транспортной логистике. Это контроль отгрузок, учет авто- и железнодорожного транспорта, отслеживание поставок и поиск «узких» мест в транспортной сети». Рейтинг статьи
Оставить комментарий
Материалы по теме:
Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий
Продукты автоматической идентификации
Все продукты >>> |
Проекты и решенияСобытияОпросКомментарии |
© 2009, ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID Является средством массовой информации (18+) Разработка сайта "Агентство АСДК" |
|